Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость творческого подхода к труду и высокого профессионализма в управлении.
Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, повышать его квалификационный уровень, обеспечивать высокую мотивацию к трудовому процессу.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений деятельности любой фирмы и считается основным критерием ее экономического успеха.
Сегодня становится все более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и профессиональных качеств.
Современная социально-экономическая ситуация требует от каждого постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование, непрерывность своего профессионального роста.
В условиях нарастающей социальной напряженности резко возросло значение для каждого человека умения управлять собой, использовать свои творческие способности, которые превратились сегодня в самый ценный капитал.
Важным компонентом развития личности в условиях конкуренто-способности является осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Осознание предполагает также и актуализацию принципа «жизненного мира», как некоего модуля обладания, совмещающего в себе потребности индивида, его ценности, мотивы и стремления, а также, что особенно важно, систему свобод в управлении своими потребностями и, связанными с их удовлетворением, жизненными процессами и задачами. Иначе говоря, уровень конкурентоспособности человека связан с теми допущениями, которые он делает относительно перспектив решения своих жизненных задач. Под эти допущения подстраиваются и все остальные критерии индивидуальной конкурентоспособности: квалификация (как необходимость и возможность её приобретения и дальнейшего повышения), профессиональная компетентность, поведенческие характеристики, жизненная ориентация в части определения целей личностного и профессионального роста, карьеры. В конечном итоге, речь идёт о таком сложном и многоуровневом явлении, как самосознание личности.
По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов: процесс самопознания; эмоциональная самооценка; процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.
Эти компоненты самосознания так или иначе присутствуют в каждом его акте. Причем первый из них – самопознание – выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе. Именно на этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает второй компонент самосознания – самооценка. Она, в свою очередь, запускает механизм саморегулирования, действенно-волевой сферы, например механизм профессионального самосовершенствования, повышения профессиональной квалификации.
Особое значение самосознание приобретает в период кризисных явлений, а так же на этапе внедрения новых методов производства, предполагающих возрастающие нагрузки, перестройку рабочего графика, более интенсивный информационный обмен и большее количество энергии, затрачиваемое на решение большего количества задач за единицу рабочего времени. Поскольку на первом этапе эти нагрузки могут стать избыточными и вызывать соответствующие психоэмоциональные состояния, у человека возникает необходимость гибкого пересмотра своих приоритетов и оценки возможностей своей дальнейшей профессиональной самоидентификации с точки зрения внутренних ресурсов и потенциальных возможностей.
В связи с этим резко возрастает значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, умении пользоваться разнообразными техниками саморегулирования.
В свою очередь, названные инструменты непосредственно связаны с функциональными состояниями человека, отражающими его физиологическую, бытийную и эмоциональную сферы и с внутренними возможностями индивида оценивать эти состояния и управлять ими. Речь идёт об активности, самочувствии и настроении личности, формируемыми в процессе решения ею жизненных задач, в том числе и задач, непосредственно связанных с ее профессиональной деятельностью.
Сознание, в силу своего рефлективного характера, представляет собой высоко интегрированную систему регуляции психических процессов, благодаря которой человек не только воспринимает и эмоционально реагирует на окружающий его мир, но еще и регистрирует все это особым образом. Другими словами, он не просто переживает, но и отдает себе отчет в том, что переживает и наделяет переживание смыслом.
К смыслу как к психологической категории одним из первых обратился отечественный ученый Л.С. Выготский. Занимаясь изучением высших психических функций, взаимосвязи аффекта и интеллекта, он обозначил проблему смысловой регуляции деятельности. Л.С. Выготский вводит понятие смыслового поля, обозначая им осознаваемую личностью актуальную ситуацию ее поведения. Осмысление личностью ситуации в процессе деятельности приводит к перестройке смыслового поля и ситуативных действий. Обнаруживается двусторонний процесс превращения динамики актуальной ситуации в динамику мысли, и обратно, в устойчивую динамическую систему реального действия. При этом в любом интеллектуальном движении присутствует соответствующее ему эмоциональное отношение к реальности, т.е. процесс осмысления содержит эмоциональную составляющую – переживание.
В предложенной А.О. Прохоровым модели смысловой регуляции психических состояний, лежит положение о том, что смысловая организация сознания личности обеспечивает избирательность воздействий жизненных ситуаций на психические состояния. Ситуация как бы «сканируется» смысловыми структурами, в ней определяются значимые элементы, имеющие смысл для личности. Отражением этой детерминации являются психические состояния. «Смысловые структуры личности взаимодействуют с образом ситуации посредством отношения, а с психическим состоянием – посредством переживания». Переживание, по Ф.Е. Василюку, выступает деятельностью, возникающей при появлении критических ситуаций, решить которые возможно лишь процессами переживания, а не предметной или познавательной деятельностью. Суть переживания, проявляется в «особого рода работе» по изменению психологического мира субъекта и производству смысла. Переживание-деятельность, помимо этого, активно видоизменяет психологическую ситуацию, восстанавливая смысловое соответствие бытия и сознания.
Интегративная психология даёт понимание психики как сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые модели реальности и новые формы организации жизненных процессов и решения жизненных задач.
Данная концепция способствовала созданию на стыке психофизиологии, нейрофизиологии, лингвистики и антропологии специального программного продукта «ТВОРИТЕЛИ», позволяющего в индивидуальном режиме позитивно изменять и регулировать человеческие состояния, а также направлять его энергию, создавать мотивации и ориентировать его жизненные процессы и полезную деятельность.
Эта программа имеет антропоцентрическую ориентацию и предусматривает особенности информационного влияния на эмоциональную сферу, рефлексию, деятельность, поведенческую адаптацию, физиологические параметры, а так же активность человека, направленную на удовлетворение его биологических, материальных и социальных потребностей.
Задача программы состоит в том, чтобы непрерывно ориентировать психоэнергетические и функциональные ресурсы своего пользователя на происходящие с ним события в процессе решения жизненных задач и формирования будущей реальности. Это непрерывное ориентирование осуществляется в контексте социального и индивидуального (личностного) бытия человека – пользователя. Программа опирается при этом на исторически сложившиеся базовые единицы культурной информации, символы, образы действия, передаваемые посредством текстов и изображений, преобразованных в формы индивидуального «артефактно – ориентированного сознания».
В своей методологии программа «ТВОРИТЕЛИ» исходит из принципа, что каждый день человек с той или иной эффективностью решает определенный комплекс задач, который состоит из трех областей:
- Область жизненных процессов и задач, связанных с внутренним развитием и интеллектом.
- Область жизненных процессов и задач, связанных с поддержанием здоровья, функциональностью и развитием организма.
- Область жизненных процессов, связанных с практическими задачами, человеческими отношениями, материальными ценностями, благосостоянием, профессиональными интересами и достижениями.
Эти три области жизненных задач определяют проблематику жизни человека и напрямую зависят от комбинации его внутренних психологических и функциональных состояний: активности, самочувствия, настроения.
Положительная динамика этих трёх внутренних состояний обеспечивает динамическое равновесие психики в реализации творческого потенциала человеческого сознания, позволяющего человеку моделировать свою будущую реальность, находить новые формы организации жизненных процессов, новые пути развития и решать жизненные задачи.
В свою очередь, степень напряжённости человека в этих состояниях является препятствием на пути успешного развития и решения жизненных задач. Например, усталость, сопряжённая с плохим самочувствием порождает плохое настроение и нежелание что – либо делать.
Находясь в таком напряженном состоянии, человек не может принять оптимального решения и достичь желаемого результата, переживает неудачу и ещё больше усугубляет динамическое неравновесие своей психики и своего здоровья.
Таким образом, ориентированный процесс конструктивного совмещения состояний с областями жизненных задач приводит человека к его «самоактуализации» и «автономности» (Э. Фромм, Д. Рисман) его жизненных процессов. Это путь, ведущий на уровень конструктивного объединения разума, тела и эмоций.
В отличие от существующих методик саморегуляции и улучшения психологического состояния, в программе «ТВОРИТЕЛИ» решается вопрос регуляции не только психологических, но и функциональных состояний. Причём решается определенностью ценностно-смысловых и мотивационно-смысловых факторов, формирующих смысловой аппарат пользователя для выполнения задач.
Эти представления ориентируют пользователя на реальную оценку условий и факторов выполнения задачи и выстраивают реакции самонастройки состояний пользователя по принципу обратной связи: символьная коррекция смысловых факторов выполнения задач повышает перспективность их выполнения. А перспективность их выполнения приводит пользователя к оптимизации состояний.
Например, человек видит перед собой трудную для выполнения задачу, которую ему, тем не менее, необходимо выполнить. Он постоянно откладывает её решение, не имея достаточной уверенности, мотивационного стимула и ресурсов.
Это снижает его самооценку, порождает ещё большую неуверенность, неудовлетворённость, апатию и целый комплекс других напряженных состояний.
Если, применяя методологию и символьные инструменты программы «ТВОРИТЕЛИ» произвести направленное воздействие на его смысловой аппарат и создать уверенность, мотивационный стимул и соответствующее эмоциональное поле, то он с наибольшей эффективностью найдет и рационально использует необходимые ресурсы.
Вопрос регулирования состояний, самосознания и самоактуализации также непосредственно связан с процессом внутреннего диалога.
Принятие решения и моделирование ситуации – это внутренний процесс, который с помощью концентрации человеком внимания на себе, своём сознании, собственной активности и переосмыслении своих приоритетов переходит во внутренний диалог.
Это обосновано формированием мысли в процессе формулирования, то есть, расчленения целостного замысла или образа на составляющие его элементы и части.
Человек совершает внутренний диалог, решая любую задачу: получится, не получится; браться за это или повременить; сделать сразу или частями; затрачивать силы и ресурсы или экономить; искать возможности осуществления или дожидаться благоприятных обстоятельств. Как видим, в основном, тезисы вероятного внутреннего диалога приводят нас к дилемме: действовать или ждать. Допустим, во многих случаях, действуя, человек становится субъектом действия, а ожидая – объектом воздействия внешних причин и обстоятельств.
Результат этого диалога, в конечном счете, определяет качество жизни человека, а ответы на вопросы этого внутреннего диалога отражают состояние готовности или, наоборот, неготовности решать задачу и получать результат. Становится очевидным, что ответы на вопросы этого внутреннего диалога складываются в зависимости от активности; самочувствия и настроения человека. То есть, от трёх регулируемых в программе состояний.
Ориентированная целенаправленность программы «ТВОРИТЕЛИ» переводит внутренний диалог пользователя в конструктивную систему.
Решение профессиональной или производственной задачи переводится в символическую систему, позитивно ориентированную на будущее. Конструирование реальности происходит через перебор альтернатив, где всё время имеется позитивная составляющая.
При этом негативная составляющая не отбрасывается, а «переозначивается» в положительную.
Улучшение и самонастройка самочувствия дает человеку силы для её решения. А подъём его активности выстраивает жизненную позицию человека, дает уверенность в себе и позволяет в полной мере реализовать свой интеллект и навыки, мобилизовать внутренние и внешние ресурсы на
решение задачи, а так же настроить своё сознание на профессиональную самоактуализацию, необходимую и достаточную для высокой индивидуальной конкурентоспособности.
В программе «ТВОРИТЕЛИ» этот метод получил название: «доминанта ориентированной целенаправленности».
Через «доминанту ориентированной целенаправленности», программа «ТВОРИТЕЛИ» помогает пользователю постоянно повышать планку своих жизненных интересов и потребностей, расширять свой кругозор и репертуар своих возможностей, ставить перед собой новые цели и успешно достигать их.
Поэтому одной из целей программы «ТВОРИТЕЛИ» является создать для человека смысловые факторы, способствующие оптимальному использованию внутренних и внешних ресурсов в эффективном и своевременном решении профессиональных задач и улучшающие психологические и функциональные состояния на фоне их сонастройки с позитивными перспективами этих решений.
Практическая цель программы «ТВОРИТЕЛИ» ежедневно вырабатывать и направлять энергию человека на конструктивное построение индивидуальной реальности, профессиональную самоактуализацию, реализацию своего профессионального потенциала, рост индивидуальной конкурентоспособности и поддержание функционального состояния здоровья для выполнения жизненных и производственных задач.
Использование программы «ТВОРИТЕЛИ» в качестве инструмента взаимодействия пользователя с его внутренними ресурсами и окружающим миром позволяет решать эту задачу эффективно и непрерывно, а так же является технологией крайне необходимой для гармонизации психической сферы человека в трудных и неустойчивых условиях социальной жизни современного общества.